|
![]() |
|
|
Величайшие финансовые кризисы в истории. На пути к 1810 годуПосле одного из самых разорительных экономических кризисов 1770-1780 гг. в результате стремительных перемен в большинстве стран, даже таких отсталых, как Испания, развернулся настоящий промышленный подъем. Именно благодаря такому неожиданному скачку уже через несколько десятилетий, в 1820-х годах, в Европе одна за другой прошли революции, обусловленные тяжелой экономический ситуацией в мире после начала нового масштабного финансового кризиса. Это событие зачастую связывают с окончанием сумасшедшей повышательной волны и началом стабильного понижательного периода в развитии. Большинство современных историков и аналитиков считают, что именно резкий скачок в развитии европейской промышленности накануне «скромного» кризиса 1770-1780 гг. внес самый ощутимый вклад в зарождение будущего повышательного периода. В качестве доказательств своей правоты они чаще используют тот неоспоримый факт, что в основе промышленного развития Старого Света и созревании в будущем экономических противоречий, разрешить которые человечеству удалось только благодаря масштабному кризису конца XVIII века, был именно ряд жестоких и кровопролитных войн периода с 1735 по 1763 годы. Вследствие тяжелейшей ситуации по всему континенту практически во всех странах можно было наблюдать невиданный ранее по своему масштабу и темпам хозяйственный и промышленный подъём. Повсеместно устанавливались новые порядки, налаживались старые и заключались новые торговые связи, во всех отраслях внедрялись машины. К тому же не стоит забывать и о появлении нового сегмента экономики, остававшегося, правда, пока «в зародыше»: производство машин. Как и следовало ожидать, впереди всех была Англия. Именно на Туманном Альбионе быстрее всего шло внедрение новых технологий и средств производства, в первую очередь паровых машин. Только в период с 1785 по 1800 гг. их количество в стране увеличилось почти в 3,5 раза! Чаще всего они находили применение в хлопчатобумажной промышленности – в новой отрасли мировой экономики и индустрии, в которой Великобритания в считанные годы заняла лидирующие позиции. Уже на начало 1810 года в Англии количество паровых машин превысило отметку в 5 тысяч. В течение следующего десятилетия, даже не смотря на острую конкуренцию со стороны Франции и все большую закрытость европейского рынка, в Британии сумели увеличить количество паровых машин еще в 4 раза. Тем не менее, пик популярности этого оборудования пришелся на середину 30-х годов XIX века. К этому моменту их количество достигло отметки в 15 тысяч, а суммарная мощность составляла порядка 375`000 лошадиных сил (по последним данным на начало 1800 года количество паровых машин составляло 321, а общая мощность – 5210 л.с.). В большинстве учебников по экономической истории вы сможете без труда найти разделение «английских кризисов» на такие периоды: 1810-1811, 1815-1816 и 1818-1819. Тем не менее, уже в то время кризисы были общемировыми явлениями, они в равной степени затрагивали и Францию, и Соединенные Штаты, и Россию, и Германию, и Испанию с Италией. Точно также от них страдали голландские и скандинавские купцы, негативное влияние ощущалось и в многочисленных колониях европейских держав. Зачастую проблемы со сбытом французских, английских или немецких промышленных товаров влекли за собой переполнение рынков никому не нужным сырьем, периодические спекуляции с хлебом и обнищание американских и европейских рабочих. Не лучшая участь ожидала и сельское хозяйство: небольшие промежутки между финансовыми и экономическими кризисами (исключение составляет период 1811-1815 гг. для Англии) были не чем иным, как просто маленькими депрессивными передышками перед новым обвалами на рынках. Мировой финансовый кризис 1810-1820 годов оказался точно таким же тяжелым, как и его предшественник – кризис конца XVIII века. Одной из его особенностей можно считать равномерное по времени и последствиям влияние на государства. В Советском Союзе ученые упорно называли именно кризис 1825-1826 гг. первым в истории капитализма кризисом перепроизводства, который оказал непосредственное воздействие на все страны и сферы хозяйственной жизни без исключения. Тем не менее, рассматриваемый кризис 1810 года был в равной степени мировым и основной его причиной принято считать не что иное, как масштабное перепроизводство товаров. Не менее сильным было и его негативное влияние на страны и их хозяйственные отрасли. После обрушений текстильной промышленности обвал наблюдался во всех отраслях без исключения, повлияв даже на потребление самых необходимых человеку продуктов питания и считавшихся до этого стабильным товаром предметом роскоши. К тому же по своей длительности кризис начала XIX века превзошел кризис 1825-1826 гг. Тем не менее, его тоже нельзя в полной мере назвать первым мировым кризисом перепроизводства. Если подходить к рассмотрению таких кризисов максимально объективно, то практически по всем критериям таковым можно назвать только кризис 1787-1788 годов. К его результатам можно отнести увеличение количества банкротств в Англии более чем на 50 процентов, падение экспорта хлопчатобумажных тканей на 12 процентов, а во Франции обвал в экономике подтолкнул вперед некоторые революционно настроенные силы. Данный экономический кризис, окончательно завершившийся только к началу 1790-го года, являлся продолжением масштабного системного кризиса в конце XVIII века. За несколько лет до него промышленность передовых западноевропейских стран, в первую очередь Англии, добилась немыслимых успехов и вышла в своем развитии на абсолютно новый уровень. Только с 1783 по 1787 гг. потребление хлопка выросло с 9,5 до 22,1 миллионов фунтов стерлингов. В отличие от соседней Франции, в Англии кризис носил скорее частный, нежели всеобщий характер. В это время в несколько раз увеличились объемы британского экспорта. В итоге главный «удар» приняла на себя именно хлопчатобумажная промышленность. Влияние кризиса 1787-1788 годов на другие европейские страны еще мало изучено. Через четыре года в Англии разразился очередной финансовый кризис. Чаще всего его начало связывают с обвалом раздутых спекулянтами цен на практически все колониальные товары. Уже в 1793 году кризис охватил все без исключения сферы в экономике страны. Следствием такого невиданного ранее размаха стала очередная серия банкротств, прокатившая по Туманному Альбиону. Не более оптимистично выглядела ситуация и на континенте, где также отмечалось ухудшение ситуации в экономике. Начали стремительно падать доходы рабочих, увеличивалось количество безработных. Новое развитие получила проблема со спекулянтами: операции с продовольствием достигли невиданного размаха. Исчезли наработанные крепкие связи между городами и деревнями, а умеренные партии не могли предложить решения в сложившейся обстановке. Во Франции немало масла в огонь подливало и индустриальное отставание от своего западного соседа. В это время революция в стране пережила свой новый взлет. К власти пришли якобинцы, члены радикальной революционной партии. В результате обострения отношений между новой республикой и Британской короной разразилась новая война. За последующие десять лет возникали еще два кризиса: 1797 и 1803 гг. Все они носили уже поистине международный характер: даже вне Туманного Альбиона английские товары сталкивались с новыми проблемами. Тем не менее, после 1803 года практически по всей Западной Европе можно было наблюдать стремительное развитие экономики и промышленности. Закончился он только в 1810 году. Ставший следствием продолжительного подъема промышленный переворот помог во многом изменить мировую экономику. Новым лидером стала хлопчатобумажная отрасль, обойдя за несколько лет производство шелковых и шерстяных тканей. Не смотря на использование вместо паровых машин конной либо водяной силы, промышленность продолжала радовать своими показателями. К началу XIX века произошли крайне важные сдвиги и в обработке металлов. К этому моменту уже был изобретен токарный станок с суппортом – устройством, заменявшим по функциям руку рабочего. Именно с его помощью можно было без особых проблем придавать деталям необходимую форму, направляя резец уже механическим способом. Самые сложные детали отныне можно было изготовить в разы быстрее. Значительно снизилась и стоимость производства самих машин. Тем не менее, к концу XVIII века большинство товаров все еще производились в небольших подсобных мастерских, а не на фабриках. Несмотря на огромнейшие темпы механизации труда, даже в самых передовых странах крупное производство не преобладало. Однако со временем область применения машин стремительно увеличивалась, в первую очередь в текстильной промышленности, вытесняя с рынка небольшие ручные производства и мануфактуры. Следом за Британией прогресс распространился на Голландию, Германию, Северную Италию и Наполеоновскую Францию. Со временем мелкое производство теряло свои позиции, уступая новым паровым машинам. Столь стремительное распространение новых технологий привело в свою очередь к открытию совершенно новых маленьких предприятий, работающих над обслуживанием крупных заводов. Финансовый кризис 1810-1820 гг. привел к их разорению, не снизив при этом темпы введения новых машин в производство. Постепенно механизировалась ручная сфера производства, приведя к резкому обвалу себестоимости товаров. Справиться с последствиями удалось лишь в первой половине 20-х годов вследствие нового расширения мирового рынка. Во время Наполеоновских войн в Англии наращивали свой сбыт в Латинской Америке, не забывая при этом об увеличении своих колоний. Во Франции нашли выход в расширении своего промышленного рынка в Европе. Постепенно шло освоения имеющихся в тот момент сфер потребления, зачастую, за счет их перераспределения. Французские власти старались любыми способами вытеснить английские товары с континента, отнимания немаловажные для них рынки, в первую очередь сырьевой и продовольственный. Такая суровая политика в первую очередь содействовала развитию национальной промышленности. Франция как никогда нуждалась в развитии своей инфраструктуры и новом вовлечении населения в товаро-денежные отношения. Англия, наоборот, в это время стремительно наращивала свой экспорт за счет новых рынков, захватывая одного за другим сателлитов Французской империи. Уже к 1815 году численность населения всех колониальных владений Великобритании превысила отметку в 126 миллионов человек. Как известно, потенциал такого развития был полностью исчерпан в 1811 году, когда вслед за Британией кризис перепроизводства охватил и Францию. Не смотря на то, что мировые капиталистические центры были разделены войной, кризис в них начался примерно в один и тот же период. Существует также мнение о том, что одной из основных причин откладывания Российской кампании было именно перепроизводство в промышленности, в особенности – в легкой. Кризис требовал непосредственного вмешательство императора. В начале 1810-х годов возникла новая проблема. Во Франции начали понимать: что бы они ни делали, как бы не наращивали производство своих товаров, как бы не вытесняли английскую продукцию с европейских рынков, впереди был тупик. Даже не смотря на то, что в стране были необходимые денежные капиталы, попросту не существовали пути доставки французской продукции. Сам Наполеон убедился в этом накануне 1812 года, получив отчет от своих агентов. Находящиеся за морями территории были недоступны. Исходя из этого, план императора выйти через Россию на Британскую Индию выглядит не таким уже и безумным. После 1812 года положение рабочих во Франции продолжало стремительно ухудшаться. Масштабный промышленный кризис был налицо: именно он в первую очередь повлиял на политическую ситуацию в стране и способствовал развалу империи. Если бы Наполеон все-таки заключил мир в 1813 году, перед ним бы появилась сложнейшая задача – найти выход из кризиса. Конечно, огромнейшие влияния капитала помогли избежать коллапса, однако к 1814 году кризис все еще продолжался. Постепенно он охватил всю европейскую экономику. Именно в это время закончилась не только целая политическая, но и мировая экономическая эпоха.
Sept. 4, 2011 Мы рекомендуем![]() ![]() |
|
Комментировать